27.05.2013: О Постановлениях Правительства России о ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 годы

| Заседание 27.05.2013 | Скачать текст решения (pdf) |

Совет по науке при Минобрнауки России (далее – Совет) отмечает, что в данных ФЦП отбор большей части проектов будет проходить в виде конкурса грантов, а не лотов по 94 ФЗ. В этих конкурсах критерий цены проекта не будет играть роли, снимается также ограничение одна организация – одна заявка. Предусмотрены новые механизмы конкурсного финансирования науки, такие как «1000 лабораторий» и «Постдоки». Эти планы в целом положительно воспринимаются российским научным сообществом. Они соответствуют общей установке на то, что конкурсное финансирование по ФЦП должно быть направлено прежде всего на поддержку активно работающих лабораторий, организации же должны обеспечивать базовые условия для работы этих лабораторий.

Вместе с тем, по мнению Совета для того, чтобы цели данных ФЦП были достигнуты, при их реализации необходимо обратить внимание на следующие положения:

  1. Формирование тематик по ФЦП «Кадры» и большей части мероприятий ФЦП «Исследования и разработки» (за исключением мероприятий 1.3 и 1.4) должно проводиться по достаточно широким приоритетным направлениям науки («зонтичные» конкурсы), без предварительного сбора заявок. По мероприятиям 1.3 и 1.4 ФЦП «Исследования и разработки» возможен сбор заявок на формирование тематики, но формулировки конкурсов все равно должны быть таковы, чтобы исключить ситуацию предопределенного победителя.
  2. Заявки на проекты в рамках ФЦП (за исключением мероприятий 1.3 и 1.4 ФЦП «Исследования и разработки») должны подаваться от руководителей лабораторий и научных групп, поэтому наличие внебюджетного софинансирования со стороны организации не должно быть предварительным условием при подаче проекта. Если проект определяется в качестве победившего, то за этим должна следовать стадия переговоров с организацией, которая бы согласилась обеспечить условия для выполнения проекта (необходимые площади, оборудование, доступ к электронным ресурсам и т.д.). Эти условия в пересчете на денежный эквивалент и должны составлять внебюджетное софинансирование. При этом организация, предоставившая такое софинансирование вовсе не обязательно должна быть организацией, в которой исходно работает научный руководитель проекта.
  3. Совет считает неправильной установку на то, что все исследования в рамках данных ФЦП должны иметь прикладной характер. По нашему мнению оптимальный подход к реализации целей этих ФЦП (особенно ФЦП «Кадры») должен бы предусматривать поддержку проектов как фундаментального, так и прикладного характера.
  4. По мероприятию 1.3.3 ФЦП «Кадры» (поддержка стажировок молодых исследователей) Совет рекомендует предельно упростить процедуру, и обязательно сделать конкурс непрерывным, обеспечив максимально гибкий механизм для поддержки стажировок российских ученых в лабораториях страны и мира. Внебюджетным финансированием должно считаться любое софинансирование стажировки, в том числе расходы на авиабилеты, реактивы, расходные материалы, использование оборудования, проживание, обучение, и т.д. Достаточным подтверждением таких расходов должно являться письмо от принимающей либо отправляющей стороны. Эти средства не обязаны проводиться через бухгалтерию отправляющей организации. При несоблюдении означенных условий смысл мероприятия будет полностью выхолощен.
  5. В ходе процедуры отбора проектов в рамках ФЦП возможно объявление двухступенчатых конкурсов, когда на первом этапе рассматривается очень короткая заявка, содержащая основную идею проекта, CV научного руководителя и основных исполнителей проекта. Только тем, кто прошел отбор первого этапа, предлагается написать полный проект.
  6. Необходим тщательный отбор членов экспертных советов, а также корпуса независимых экспертов, который будет рассматривать поданные в рамках ФЦП заявки. В состав экспертов должны включаться ведущие российские и зарубежные ученые, активно работающие в современной науке и удовлетворяющие определенным квалификационным критериям. Ситуации «конфликта интересов» должны быть полностью исключены.
  7. Проекты с финансированием, превышающим определенный порог (зависящий от мероприятия программы), должны проходить международную экспертизу и представляться на русском и английском языке.
  8. Сроки экспертизы проектов должны быть увеличены. Экспертиза должна быть оплачена. Рецензии и оценки экспертов (без указания имен) должны быть доступны заявителям.
  9. Заключительные отчеты по проектам ФЦП должны публиковаться в Интернете. Должна быть проведена их полноценная научная экспертиза. Отчетная документация должна быть существенно упрощена, основным предметом отчета по большинству мероприятий ФЦП должны быть опубликованные статьи и полученные патенты.
  10. Принципиальным моментом для многих конкурсов в рамках данных ФЦП является равномерное поступление финансирования в течение года, что позволит создавать полноценные временные ставки в рамках выигранных грантов. Это обстоятельство особенно существенно для новых механизмов конкурсного финансирования науки – программ «1000 лабораторий» и «Постдоки». Минобрнауки необходимо настойчиво ставить этот вопрос и добиться его согласования с Министерством финансов.