Предложения по конкурсам в ФАНО за счет дополнительных средств на выполнение государственного задания, 21-22.12.2015

| Скачать предложение (pdf) |

В ходе общественного обсуждения проекта Методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, в котором участвовали представители Совета по науке при Минобрнауки, Профсоюза работников РАН, Общества научных работников и Комиссии общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки, была достигнута принципиальная договоренность о том, что конкурсы, рассматриваемые в Методических рекомендациях, должны проводиться на дополнительные (по отношению к существующему на текущий момент объему финансирования государственного задания) средства. Т.е., поддержка наиболее сильных групп и исследователей за счет субсидий на выполнение государственного задания должна проводиться только при условии увеличения объема финансирования государственного задания и только в пределах дополнительно выделяемых средств.

Было признано, что целесообразно выделять средства на следующие виды конкурсов:
- конкурс ведущих исследователей;
- конкурс ведущих лабораторий;
- конкурсы для поддержки научной молодежи;
- конкурсы для поддержки науки в регионах.

Исходя из существующих бюджетных реалий (возможных объемов дополнительного финансирования), можно сформулировать предложения по линейке конкурсов по адресной поддержке результативно работающих исследователей и научных групп в организациях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Развертывание разумной системы конкурсов в ФАНО особенно важно, поскольку именно ФАНО получает наибольший объем средств на выполнение государственного задания в области фундаментальной науки.

Поручение Президента РФ Пр-1369, 2б по итогам заседания Совета по науке и образованию при Президенте РФ 24 июня 2015 года требует обеспечить при формировании проектов федерального бюджета на 2016 год и последующие годы объём бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований в процентном отношении к валовому внутреннему продукту на уровне 2015 года. Исходя из параметров федерального бюджета на 2016 год (прогнозируемый объем ВВП, уровень инфляции) можно ожидать в 2017 году увеличения финансирования фундаментальной науки в размере 6 - 10 млрд. рублей. В случае улучшения экономической ситуации и/или активных действий научного сообщества, направленных на разъяснение необходимости увеличения финансирования фундаментальной науки для успешного проведения реформы научной сферы, можно рассчитывать и на более существенный прирост финансирования фундаментальной науки уже в 2017 году.

С учетом вышесказанного (объем дополнительного финансирования в 2017 году в пределах 10 млрд. рублей) представляется целесообразным, чтобы примерно 60 % дополнительных средств были направлены на конкурсы для ведущих исследователей и/или лабораторий, 30 % - на “молодежные” конкурсы и 10 % - на региональные конкурсы.
Основной вопрос - в формате, в первую очередь, конкурсов для ведущих исследователей и лабораторий. Основываясь на оценке необходимого объема финансирования ведущей лаборатории в 30-40 млн. рублей в год, при бюджете в 6 млрд. рублей можно поддержать - на все ФАНО – не более 150-200 лабораторий. На те же средства получится профинансировать в несколько раз большее число проектов ведущих исследователей.

Представляется, что разумнее профинансировать бОльшее число не очень крупных проектов, чем малое число очень крупных. И потому, что конкурс будет разумней и объективней (при 20-40 заявках на место даже в лучшем случае велика роль случайных факторов, не говоря об административном ресурсе). И потому, что интегральный эффект (в том числе – с точки зрения роста наукометрических показателей) будет более сильным.

С учетом сказанного выше предлагается в ближайшей перспективе отказаться от идеи запустить конкурсы хорошо финансируемых ведущих лабораторий (начав их проведение не ранее 2018 года) и сконцентрироваться на конкурсах ведущих исследователей (в формате “конкурс на выполнение НИР под руководством ведущего исследователя”), но - в несколько модифицированном виде по сравнению с описанным в Методических рекомендациях.

Претендент на позицию “ведущего исследователя” заинтересован не только в долгосрочной стабильности в вопросе оплаты своего труда, но и в том, чтобы у него была возможность платить приличную зарплату своим ученикам – аспирантам, молодым кандидатам наук. И государство заинтересовано в том, чтобы ведущий исследователь “готовил кадры высшей квалификации”.
Исходя из этого, можно модифицировать проект “ведущего исследователя” следующим образом. Проект должен включать в себя не только средства на оплату труда самого исследователя (примерно 150 тыс. рублей в месяц в дополнение к существующему окладу), но и деньги на зарплату для двух аспирантов/постдоков (также в дополнение к существующему финансированию – стипендиям, окладам, - примерно 100 тыс. рублей в месяц на двоих). Кроме того, ведущему исследователю следует предоставить 1.5 млн. рублей в год на расходы по собственному усмотрению, из которых он сможет:
- доплачивать двум обязательным аспирантам/постдокам;
- платить еще одному молодого ученому;
- выплачивать надбавки коллегам - научным сотрудникам и инженерам;
- оплачивать не слишком дорогое оборудование, расходные материалы, поездки на конференции.

Таким образом, основное отличие от предлагаемого в Методических рекомендациях формата конкурса ведущих исследователей – это наличие двух учеников (аспирант/недавно защитившийся кандидат наук).

С учетом накладных расходов в 15 % общая сумма финансирования проекта - 6 млн. руб. в год, предлагаемый срок выполнения проекта - 5 лет. В дальнейшем возможна трансформация проекта “ведущего исследователя” в постоянную позицию “ведущего исследователя”/“федерального профессора”, подразумевающую достаточно высокий должностной оклад (около 200 тыс. рублей в месяц) и прохождение аттестации раз в пять лет. При условии, что ведущий исследователь и дальше работает с двумя аспирантами/постдоками (не важно, растит ли он их сам со студенческой скамьи или приглашает со стороны).

При благоприятной обстановке в 2017 году возможно будет профинансировать до 1000 проектов ведущих исследователей.
Конкурсы для поддержки молодежи предлагается проводить в формате “конкурсов будущих завлабов”, т.е. в целях стимулирования образования новых лабораторий во главе с высококвалифицированными и достаточно молодыми руководителями, имеющими опыт руководства проектами и ведущими работу с молодежью. В “конкурсе будущих завлабов” должны участвовать ученые не старше 40 лет, не являющихся заведующими лабораториями (иными структурными подразделениями). Для коллективов можно установить примерно такие же требования, как в конкурсе ведущих молодежных коллективов РФФИ. Т.е. в состав представляемых на конкурс коллективов (не более 10-15 человек, считая студентов) должны входить аспиранты и/или студенты, не менее половины исполнителей проекта (участников научной группы) должны быть не старше 35 лет, также не менее половины исполнителей должны иметь совместные публикации с заявителем - руководителем проекта.

Объем финансирования проекта - 5 млн. руб. в год, предлагаемый срок выполнения проекта - 3 года. В случае признания итогового отчета успешным организация, в которой работает руководитель проекта, обязана будет создать лабораторию под его руководством, которой ФАНО будет выделять дополнительное финансирование в объеме не менее 5 млн. руб. в год в последующие 3 года.
Исходя из выделяемых на этот конкурс средств, можно будет профинансировать до 600 проектов “будущих завлабов” в 2017 году.
Наконец, последний миллиард – из 10 условно имеющихся – следует направить на конкурсы для поддержки региональных коллективов по 3 млн. рублей в год (предлагаемый срок выполнения проекта – 3 года). Поскольку следовало бы поддержать научные группы, не дотягивающие до самого высокого по российским меркам уровня, но способные к развитию, в Уфе, Перми, Хабаровске, Нальчике, Иркутске, Махачкале, Краснодаре, то следует запретить участие в этом конкурсе не только научным группам из Москвы, области и Санкт-Петербурга, но и из Новосибирска и Нижнего Новгорода.

В случае неблагоприятной или относительно неблагоприятной финансовой ситуации конкурсы могут быть проведены с определенной модификацией условий (очередности запуска конкурсов). К примеру, если объем дополнительного финансирования ФАНО в 2017 году составит 5-7 млрд. рублей, можно уменьшить размер финансирования проектов в первый год выполнения проекта пропорционально уменьшению общего бюджета конкурсов по сравнению с 10 млрд. рублей. Если же ФАНО будет выделено дополнительно 2-4 млрд. рублей, то можно перенести запуск конкурсов для ведущих исследователей на более поздний срок.

Подводя итоги, предлагаемая линейка конкурсов для ФАНО позволит:
- поддержать ведущих исследователей, активно занимающихся работой с молодежью (в дальнейшем эти проекты могут быть трансформированы в постоянные позиции с высокой оплатой труда и повышенными квалификационными требованиями);
- содействовать профессиональному и карьерному росту наиболее квалифицированных молодых ученых и созданию жизнеспособных молодежных лабораторий;
- выделить и поддержать способные к развитию научные группы в регионах.

Е.Е. Онищенко