Пресс-релиз Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ, 17.06.2014

| Скачать пресс-релиз (pdf) |

17 июня 2014 года в Москве прошло восьмое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ. В работе Совета приняла участие заместитель министра образования и науки РФ Л.М.Огородова.

Совет рассмотрел вопрос о новом Федеральном законе о науке. Совет отмечает, что разработка этого закона необходима, поскольку в действующем законе о науке 1996 года не описаны многие вопросы научной деятельности, требующие законодательного регулирования. В частности, отсутствуют разделы, связанные с правами и обязанностями научных работников, а также с обязанностями научных организаций по созданию условий для творческой научной деятельности коллективов ученых, выполняющих исследования и разработки в этих организациях. Не отражена специфика научной деятельности, отличающая ее от деятельности других работников бюджетной сферы, в частности, невозможность подробного планирования научных результатов, отсутствие гарантии успеха фундаментальных исследований, нецелесообразность жесткой привязки работы к конкретному месту и времени.

Необходимо законодательное урегулирование проблем, связанных со статусом преподавателей вузов, ведущих научную работу, с взаимоотношениями организаций, занимающихся научной деятельностью и находящихся в ведении различных органов исполнительной власти (непосредственно Правительства, МОН, ФАНО и др.), в части совместного использования площадей, оборудования, кадровых ресурсов. В новый закон могли бы также войти нормы, регулирующие механизмы софинансирования научных исследований, порядка найма на работу иностранных ученых.

Совет готов принять активное участие в подготовке нового закона. Решено создать рабочую группу по этому вопросу.

Совет рассмотрел внесенный в Государственную думу проект закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей». Совет отметил важную роль положения этого закона о том, что перевод на отдельные должности научных работников возможен лишь после проведения полноценного конкурса на замещение соответствующей должности. Это закрывает возможность зачисления определенных категорий научных работников без конкурса и тем самым создает больше возможностей для общероссийской конкуренции при конкурсном избрании. Совет считает необходимым тщательную проработку положения о порядке проведения конкурсов в научной организации.

Совет поддержал установление предельного возраста для замещения должностей руководителей научных организаций и их заместителей, призвав вместе с тем четко продумать переходные положения, исключив назначение руководителей без конкурса и без возможностей для общероссийской конкуренции. Совет считает, что на должности директоров научных организаций должны выдвигаться только ученые, имеющие опыт научной работы, руководства научными коллективами и признанные научные достижения. По мнению Совета необходимо также ввести ограничение на замещение должностей директоров научных организаций – не более двух сроков по пять лет.

Совет рассмотрел предлагаемые МОН принципы формирования государственного задания федеральным государственным учреждениям в сфере научной деятельности и связанный с этим проект общероссийского конкурса на позиции «федеральный профессор» и «федеральный научный сотрудник» для российских ученых, которые работают на современном уровне мировой науки. Было принято решение сформировать рабочую группу из членов Совета по доработке данного вопроса.

Совет рассмотрел вопрос софинансировании научных исследований. В условиях ограниченного финансирования бюджетных научных исследований в Российской Федерации это оказывается особенно актуально. Однако, в последнее время документами РФФИ, РНФ и ФАНО ставятся формализованные препятствия софинансированию научных исследований под предлогом исключения их двойного финансирования. Это приводит ко многим сложностям, например, к невозможности софинансирования командировок, необходимости заключения дополнительных трудовых договоров, необходимости мельчить научные публикации ради упоминания разных источников финансирования в разных публикациях. Совет считает, что данная проблема должна найти разумное решение после ее срочного обсуждения в органах государственной власти и государственных научных фондах, ответственных за организацию научных исследований в РФ. Совет по науке готов принять участие в этом обсуждении.

Совет рассмотрел вопрос о развитии научной инфраструктуры в свете недавних инициатив по развитию экспериментальной базы научных исследований: отбор проектов мега-класса, адресное финансирование центров коллективного пользования. Для увеличения эффективности распределения бюджетных средств Совет рекомендует формирование комплексного плана развития научной инфраструктуры, включающего в себя проекты мега, среднего и малого размера бюджетов, чисто российских и международных, фундаментальной, прикладной или комплексной направленности.

В связи с этим, Совет предлагает рассмотреть возможность организации открытой процедуры сбора предложений по комплексному развитию научной инфраструктуры Российской Федерации до 2025 г., их экспертной оценки и расстановки приоритетов, с широким привлечением Российского научного сообщества. Подготовленная в результате «Дорожная карта» сможет служить отправной точкой для принятия решений исполнительной властью по вопросу эффективного долгосрочного планирования соответствующих целевых бюджетных ассигнований. Примером подобного подхода может служить «Дорожная карта» исследовательской инфраструктуры ЕС в рамках инициативы Горизонт-2020.

Совет по науке рассмотрел вопрос о мерах поддержки российских научных журналов. Совет считает, что эти меры должны быть в первую очередь направлены на придание ведущим российским журналам современного вида и подлинно международного характера. Это предполагает, в частности, издание журналов в электронном виде, непременно на двух языках – русском и одном из иностранных, наиболее востребованных в данной области знания, все статьи должны быть рецензируемыми, для подачи рукописей, их рецензирования и редактирования должны быть использованы современные электронные платформы. Обязательным условием должно стать включение этих журналов в системы международного цитирования, и редакторы этих журналов должны оперативно предпринять все необходимые для этого формальные шаги. Редколлегии журналов должны быть составлены их ведущих российских и зарубежных ученых. Целесообразно привлекать к работе в журналах на платной основе в качестве ассоциированных редакторов тех российских и зарубежных ученых, которые имеют опыт работы в ведущих международных журналах и сами активно в них публикуются.

Совет по науке считает, что следует отказаться от бумажных версий большинства журналов в области естественных наук, совершенно не востребованных в современном мире. Это позволит существенно упростить технологию издания и, как следствие, публиковать статьи в течение нескольких недель после их принятия в печать, а не в течение нескольких месяцев или даже лет, как это происходит сейчас. Электронная публикация также свободна от ограничений на цветные иллюстрации и размещение дополнительных материалов, что существенно во многих областях современной науки. Журналы по гуманитарным наукам целесообразно издавать в двух формах – печатной и электронной.

Совет отмечает, что для того, чтобы вливание средств в имеющиеся научные журналы было эффективным, необходимо решение юридических вопросов, связанных с взаимоотношениями редколлегий журналов с издательствами (такими, как издательство «Наука») и компаниями, ответственными за распространение журналов за рубежом (такими, как МАИК «Наука» - Интерпериодика). Следует рассмотреть возможность прямого финансирования редколлегий научных журналов через институты, которые являются их учредителями, с тем, чтобы именно редколлегии могли определять, с каким издательствами будут заключаться договора на издание и распространение журналов.

Совет по науке также отметил, что в последнее время в обществе возобновилась дискуссия об использовании в России генетически модифицированных продуктов, в том числе по инициативе некоторых лиц, ответственных за принятие решений. Совет выразил опасение, что принятие решений, не основанных на научных фактах, может вновь, как и десятилетия назад в нашей стране, привести к отставанию в этом стратегическом направлении, чрезвычайно важном для развития современного сельскохозяйственного, биотехнологического и биомедицинского производства и, в конечном итоге, для полноценной государственной безопасности в экономической сфере. Совет по науке призывает при высказываниях по вопросам, относящимся к компетенции науки, основываться на экспертных заключениях авторитетных ученых и научных организаций, в первую очередь РАН, которая по новому закону получила статус высшей экспертной организации в стране в сфере науки. Совет по науке призывает РАН принять экспертное заключение по данному вопросу.

Члены Совета по науке обменялись мнениями по ситуации в ФАНО и в институтах, подведомственных ФАНО. В частности, было с беспокойством отмечено, что в ФАНО затягивается формирование Научно-координационного совета, создание которого было предписано постановлением Правительства, принятым еще в октябре 2013 года. Было решено подробно рассмотреть вопрос об организации научных исследований в ФАНО на следующем заседании Совета по науке в сентябре 2014 года.