Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры, 31.03.2016

| Скачать заявление (pdf) |

После принятия Закона об образовании аспирантура стала уровнем высшего образования. Переход был осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров. В результате:

  • не была выявлена специфика аспирантуры, как уровня образования, основанного на научной работе;
  • ФГОС и другие документы, регулирующие аспирантуру, содержательно схожи с документами, регулирующими бакалавриат и магистратуру, что автоматически перенесло акценты с исследовательской на обучающую компоненту программ (обучение в ущерб науке);
  • не было принято во внимание, что аспирантура существует не только в образовательных организациях, но и в научных институтах, что делает необходимым учет специфики разных типов организаций;
  • не была учтена роль аспирантуры как системы подготовки диссертационных работ.
Все это делает необходимым срочную переработку ФГОС и других документов с целью вернуть аспирантуре функцию подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Минобрнауки осознает эту необходимость и организовало ряд рабочих груп для выработки рекомендаций по данному вопросу. Секция молодых ученых Совета по науке Минобрнауки (далее Секция) участвует в этой работе.

Выделим некоторые ключевые моменты, которые, по мнению Секции, должны быть учтены при работе по модернизации аспирантуры:

  • предпочтительным является единый стандарт аспирантуры, предусматривающий как освоение научно-исследовательских компетенций, так и опыт преподавательской деятельности;
  • ключевым образовательным элементом аспирантуры должна стать научно-исследовательская работа аспиранта, т.к. только научно-исследовательская работа может сформировать новые компетенции, которые не были получены в ходе обучения в магистратуре;
  • необходимо существенно расширить возможности научных и образовательных организаций самостоятельно устанавливать перечень, формы и объем теоретических и практических занятий в аспирантуре;
  • необходимо определить временные рамки защиты диссертации после обучения в аспирантуре; аспирантура (докторантура) во всем мире существует как институт, нацеленный на получение ученой степени, однако Секция считает недопустимым требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, т.к. это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций;
  • необходимо качественно упростить процедуры лицензирования и аккредитации программ аспирантуры;
  • необходимо разработать систему оценки качества подготовки аспирантов, основанную на анализе научных достижений аспирантов, в том числе после окончания аспирантуры.
Секция считает крайне важным, чтобы предлагаемые изменения упростили организацию, аккредитацию и ведение аспирантуры в институтах РАН/ФАНО. В противном случае ситуация с подготовкой молодых высокопрофессиональных кадров в стране начнет ухудшаться.

Критично стоит вопрос повышения аспирантской стипендии, решение которого необходимо для обеспечения качества образования в аспирантуре и сохранения лучших кадров в условиях высокой конкуренции за сильных выпускников ВУЗов среди как российского бизнеса, так и зарубежных аспирантур. Секция считает необходимым пересмотреть нормативы финансирования программ аспирантуры в части расчета субсидии на стипендии.

Также Секция считает важным значительное увеличение конкурсной поддержки наиболее успешных аспирантов. В настоящее время такую роль играют стипендии Президента РФ, однако их число невелико.

Секция предлагает обратиться к РАН с предложением ввести в состав рабочих групп по модернизации аспирантуры представителей недавно избранных профессоров РАН для более широкого представления интересов разных институтов и университетов при проведении консультаций и дискуссий по модернизации аспирантуры.


Секция молодых ученых Совета по науке Минобрнауки 31.03.2016 г.