Отзыв Совета по науке о проекте Постановления правительства РФ “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований»”, 25.04.2016

| Скачать текст отзыва (pdf) |

Отзыв Совета по науке при Министерстве образования и науки (далее – Совет) о проекте Постановления правительства РФ “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований»” (далее – Постановление), представленном Правительством РФ для общественного обсуждения 08.04.2016 г. (http://regulation.gov.ru/projects#npa=47771). Предлагаемые изменения текста Постановления выделены желтым цветом, положения, которые предлагается исключить, выделены зачеркнутым шрифтом.

Изменение № 1

Изложить п. 21 в следующей редакции:

21. Целью и предметом деятельности Фонда являются финансовая, в том числе в форме грантов юридическим и физическим лицам, и организационная поддержка фундаментальных и поисковых научных исследований в области естественных, общественных и гуманитарных наук, способствующая реализации государственной научно-технической политики, распространению научных знаний в обществе и основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований.

Пояснения: а) термин «поисковые исследования» не имеет конкретного содержания, поскольку любые фундаментальные исследования могут иметь поисковую составляющую и потенциальные практические приложения. В то же время Совет полагает, что поддержка прикладных исследований не должна быть предметом деятельности Российского фонда фундаментальных исследований; б) Совет предлагает выделить общественные науки, не относящиеся ни к естественным, ни к гуманитарным наукам.


Изменение № 2

Изложить п. 22 1) в следующей редакции:

1) проведение конкурсного отбора и финансирование научных проектов, в том числе выполняемых молодыми учеными, в том числе целевых проектов, по направлениям научных исследований, сформированных в результате анализа тенденций развития научных исследований в Российской Федерации и в мире и направленных на:

Пояснение: выделение целевых проектов противоречит базовому принципу (п. 21), согласно которому деятельность Фонда основана «на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований». Включение проектов, реализуемых молодыми учеными, должно быть отнесено ко всем разделам подпункта 22 1), а не только к одному из них.


Изменение № 3

Изложить п. 22 1а) в следующей редакции:

а) получение и (или) распространение новых знаний о природе, человеке и обществе, в том числе проводимых молодыми учеными; поддержка таких инициативных проектов является основным направлением работы Фонда: объем их финансирования должен составлять не менее 70% общего объема финансирования Фондом научных проектов; объем поддержки исследований в области гуманитарных и общественных наук должен составлять не менее 20% бюджета Фонда, максимальный объем финансирования одного проекта не может превосходить средний объем финансирования инициативного проекта более, чем в три раза, а объем финансирования молодежного проекта не должен превосходить средний объем финансирования инициативного проекта, не имеющего возрастных ограничений;

Пояснения: определение инициативных научных проектов в качестве основного направления работы Фонда и требование выделения для их поддержки не менее 70% объема финансирования Фондом всех научных проектов конкретизирует механизм реализации базового принципа работы Фонда, состоящего в «предоставлении ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований». Закрепление в уставе Фонда минимального процента затрат на поддержку гуманитарных исследований поможет закрепить договоренности, достигнутые при объединении РФФИ и РГНФ и обеспечить достаточный объем их финансирования. Введение ограничения на максимальный объем финансирования любых, в том числе комплексных (в том числе междисциплинарных) проектов по сравнению с инициативными проектами, выполняемыми одной научной группой, поможет закрепить статус инициативного проекта как основного направления работы Фонда. Поддерживая усилия руководства Фонда по поддержке исследований молодых ученых и создания для них карьерных лифтов, Совет считает важным поощрять конкуренцию молодых ученых со своими старшими коллегами, а не создавать для них тепличные условия и поэтому считает необходимым ограничить размер молодежных проектов средней величиной инициативного гранта. В противном случае по достижении зрелого возраста вчерашние молодые ученые обнаружат ухудшение условий своей научной работы, что может послужить дополнительным стимулом для эмиграции из РФ ученых наиболее продуктивного возраста.


Изменение № 4

Изложить п. 22 1б) в следующей редакции:

б) получение новых знаний, в том числе междисциплинарных, в результате совместных исследований, выполняемых коллективами нескольких учреждений (комплексные научные исследования) поиск возможностей их практического применения (ориентированные научные исследования);

Пояснение: термин «ориентированные научные исследования» не конкретен, «поиск возможностей практического применения» не может быть объективно оценен экспертами, а проекты, направленные на практическое применение ранее полученных фундаментальных знаний не должны финансироваться Фондом фундаментальных исследований. Совет поддерживает инициативу Фонда по поддержке комплексных научных проектов (особенно чрезвычайно продуктивный и высоко-конкурентный конкурс КОМФИ) и предлагает выделить комплексные проекты, выполняемые несколькими научными учреждениями, как эффективный механизм вневедомственной поддержки коллабораций российских исследователей, работающих в различных учреждениях, в том числе для проведения междисциплинарных исследований.


Изменение № 5

Изложить п. 22 1г) в следующей редакции:

г) поддержку решения отдельных исследовательских задач, в том числе проведение научных экспедиций, полевых и социологических исследований, научно-реставрационных работ, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

Пояснение: Совет считает чрезвычайно важной поддержку Фондом проведения научных экспедиций, полевых и социологических исследований, а также научно-реставрационных работ не только в России, но и за ее пределами. Такие работы традиционно поддерживались РГНФ и, по мнению Совета, возможность такой поддержки должна быть предусмотрена Уставом объединенного Фонда.


Изменение № 6

Изложить п. 22 1ж) в следующей редакции:

ж) организацию и проведение научных мероприятий в Российской Федерации, обеспечение участия российских ученых в научных мероприятиях, в том числе конференциях и семинарах, как в России, так и за рубежом;

Пояснение: Совет считает, что при текущем уровне финансирования Фонд не может позволить себе проведение конференций за рубежом. Однако возвращение в устав Фонда возможности обеспечения участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом представляется весьма важным, поскольку участие российских ученых в престижных международных конференциях повышает престиж нашей науки в мире, а личное знакомство российских ученых с зарубежными коллегами повышает уровень цитирования их работ. В то же время снижения курса рубля по отношению к основным мировым валютам и снижение средней величины гранта Фонда затрудняют финансирование участия в зарубежных конференциях за счет исследовательских грантов.


Изменение № 7

Изложить п. 22 1и) в следующей редакции:

и) иные проекты по решению Совета фонда в рамках государственного задания, или по решению совета Фонда;

Пояснение: Совет полагает нецелесообразным предоставление бюджетному Фонду права финансирования проектов вне государственного задания во избежание нецелевого использования средств.


Изменение № 8

Дополнить п. 22 1) следующим подпунктом:

к) издание научных и научно-популярных трудов, являющихся результатом реализации поддержанных Фондом научных проектов, перевод и издание на иностранных языках таких трудов, а также рассылка научных трудов, изданных при поддержке Фонда, в научные, образовательные организации, библиотеки, органы государственной власти Российской Федерации.


Изменение № 9

Изложить п. 22 3в) в следующей редакции.

в) отчетов о реализации проектов, включающих объем полученного финансирования, список всех публикаций по теме проекта и других достигнутых результатов;

Пояснение: налогоплательщики имеют право знать не только результаты выполнения профинансированного ими проекта, но и объем его финансирования. Требование публикации перечня всех (а не только выборочных) публикаций по каждому выполненному проекту обусловлено необходимостью повышения доли публикаций российских ученых в мировых научных журналах, индексируемых Web of Science, в соответствии с требованием указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599.


Изменение № 10

Исключить п. 22 5)

5) информационное обеспечение фундаментальных, поисковых научных исследований, включая финансирование подписки и (или) предоставление доступа к электронным изданиям, в том числе зарубежным, в интересах российских ученых;

Пояснение: информационное обеспечение и доступ к электронным изданиям предоставляется организациям, а не научным коллективам. Эти важнейшие расходы должны финансироваться Правительством РФ целевым образом из источников, отличных от научных фондов.


Изменение № 11

Изложить п. 22 6) в следующей редакции:

6) организация и проведение за счет средств Фонда и других источников научных и методических мероприятий, в том числе в регионах Российской Федерации и за рубежом, способствующих реализации проектов, поддержанных Фондом, формированию новых направлений развития научных исследований, поддержке творческой научной инициативы школьников, студентов, аспирантов, выявлению из их среды лидеров и перспективных исследователей;

Примечание: проведение «методических мероприятий» Фондом фундаментальных исследований не только не является предметом основной деятельности Фонда, но и является потенциально коррупциогенным из-за нецелевого расходования средств. В отношении проведения конференций за рубежом см. пояснение к п. 22 1ж).


Изменение № 12

Изложить п. 27 2д) в следующей редакции:

д) информацию о результатах реализации научных проектов, включая сведения об объеме финансирования, список всех публикаций по проекту и других результатов интеллектуальной деятельности;

Аргументация приведена выше в пояснении к п. 22 3в).


Изменение № 13

Изложить п. 29 3) в следующей редакции:

3) Члены совета Фонда не могут одновременно являться работниками Фонда, за исключением председателя совета Фонда и ответственного секретаря совета Фонда. Членами совета Фонда не могут быть руководители научных или образовательных учреждений.

Пояснение: работа в составе совета Фонда руководителей учреждений чревата конфликтами интересов; кроме того, занятость руководителей учреждений не позволяет им вникнуть во все многочисленные детали документов Фонда (например, списка всех рекомендованных к поддержке инициативных грантов) и переносит принятие решений на руководство и аппарат Фонда, что нарушает принцип коллегиального управления Фондом.


Изменение № 14

Изложить п. 45 и 46 в следующей редакции:

45. Экспертиза научных проектов в Фонде осуществляется в соответствии с положением об экспертизе научных проектов и отчетов, утверждаемом Председателем Фонда, профессиональными экспертными советами по различным отраслям науки и экспертами Фонда, не являющимися работниками Фонда и привлекаемыми Фондом на основании гражданско-правовых соглашений, за счет бюджетных средств, предоставленных Фонду для обеспечения выполнения государственного задания. При наличии более одной тематики проект рассматривается всеми соответствующими тематическими экспертными советами. Запрещается замена тематических экспертных советов отдельными специалистами по данной тематике. Все участники процедуры экспертизы Фонда: эксперты, члены экспертных советов и Совета Фонда должны сообщать о наличии конфликта интересов по отношению к рассматриваемым ими проектам или отчетам. Текст соответствующего заявления о конфликте интересов является составной частью положения об экспертизе научных проектов и отчетов.
46. Экспертные советы Фонда формируются из представителей научного и научно-технического сообщества, являющихся экспертами Фонда, по основным тематическим направлениям деятельности, поддерживаемым Фондом, утверждаются бюро совета Фонда.

Пояснение: Совет считает принципиально важным сохранить трехуровневую систему экспертизы: эксперты, профессиональные тематические экспертные советы («панели»), совет Фонда. Междисциплинарные проекты должны рассматривать два или более тематических экспертных советов. Важнейшим элементом профессиональной научной экспертизы является коллегиальное заседание «панели» – экспертного совета или его секции, состоящей из специалистов в данной достаточно широкой области науки, которые обсуждают по существу и содержание заявок или отчетов, и рецензии экспертов. Лишь при таком профессиональном коллегиальном обсуждении можно исправить ошибки, связанные с недостаточной компетентностью или предвзятостью эксперта, и минимизировать возможные последствия конфликта интересов. Узкотематические (целевые) экспертные советы создают условия для сговора его членов, поскольку включают слишком тесный круг специалистов в узкой области науки; выбор тематики для таких узкоспециализированных целевых конкурсов не только нарушат принцип свободы творчества, но и чреват злоупотреблениями со стороны тех, кто имеет доступ к формированию тематики конкурсов. С другой стороны, созданные на непрофессиональных принципах экспертные советы, в том числе «молодежные», не могут обеспечить объективной профессиональной оценки проектов и отчетов, поскольку в них присутствует слишком мало специалистов в каждой области науки. В результате судьбу каждого проекта решает мнение одного-двух специалистов, что никак не может заменить профессионального коллегиального обсуждения «панели».


Изменение № 15

Дополнить п. 47 подпунктом 47 5) в следующей редакции:

5) вырабатывает рекомендации на посты председателей экспертных советов и их заместителей.

Пояснение: экспертные советы лучше знают свой персональный состав, поэтому им нужно предоставить право рекомендовать совету Фонда своих руководителей.