Обращение Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ к руководству Федерального агентства научных организаций, 23.06.2015

| Скачать обращение (pdf) |

Совет по науке при Минобрнауки России (далее Совет) отмечает, что в институтах Федерального агентства научных организаций нарастает беспокойство ученых, связанное с их недостаточной информированностью о политике руководства ФАНО по проблеме финансирования организаций ФАНО в 2015 году и далее. Одним из наиболее заметных проявлений этого беспокойства стала Конференция научных работников институтов ФАНО, которая состоялась 29 мая в Москве.

Известно, что все директора институтов ФАНО подписали дополнительные соглашения, согласно которым средняя заработная плата научных сотрудников институтов ФАНО в 2015 году должна быть доведена до 143% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Это делается во исполнение Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года. Для Москвы это дает среднюю месячную зарплату научного сотрудника в 93.8 тыс. руб.

К настоящему времени прошло уже полгода, однако научной общественности неизвестны планы ФАНО, связанные с содействием директорам институтов по выполнению указанного индикатора. Разумеется, это порождает обоснованные ожидания массовых сокращений сотрудников институтов ФАНО уже в 2015 году.

Ситуация усугубляется еще и тем, что вузы начали работу по выполнению Указа № 597 в части повышения средней оплаты преподавателей и научных работников еще в 2013 году, а институты ФАНО из-за событий, связанных с реформой РАН, сталкиваются с данной проблемой лишь в этом году – впервые после сокращений 2006-2008 гг., связанных с реализацией «пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда научных работников».

Совет подчеркивает, что проблема повышения средней заработной платы научных сотрудников институтов ФАНО в 2015 году не имеет прямого отношения к реализации «Методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности». Эти методические рекомендации могут начать реализовываться в 2016, или (скорее всего) в 2017 году, тогда как повышение заработной платы в институтах ФАНО в соответствии с указом Президента РФ должно начаться уже в текущем году.

Совет по науке при Минобрнауки обращается к руководству ФАНО с призывом четко сформулировать свои намерения по данному вопросу. При этом может быть полезен опыт аналогичных изменений в вузовской системе, когда был использован подход, связанный с частичным возмещением необходимого дополнительного финансирования: Правительство РФ дополнительно выделяло треть необходимого финансирования, если две другие трети обеспечивались за счет увеличения активности по грантам и хоздоговорам, а также за счет оптимизации численности профессорско-преподавательского состава. Такая постановка вопроса тем более правомерна, что одновременно с Указом № 597 был подписан президентский Указ №599, предусматривавший увеличение к 2015 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП, однако соответствующего повышения бюджета институтов ФАНО не произошло.

Нам неизвестно, придерживается ли руководство ФАНО такого, или какого-нибудь иного подхода. Но вообще ничего не объяснять работающим в институтах ФАНО ученым мы считаем категорически неправильным. Важнейшей ценностью для ученых является предсказуемость и надежность их жизненных траекторий, поэтому им важно знать и понимать направления реформирования тех организаций, где они работают.

Что касается содержания реформ применительно к обсуждаемому в данном обращении вопросу, то по мнению Совета их основной вектор вполне понятен. Считаем, что повышение средней заработной платы в институтах ФАНО в соответствии с указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года должно сопровождаться структурными реформами в институтах ФАНО и повышением требований к научному уровню сотрудников. Вместе с тем, выполнение этого указа должно сопровождаться увеличением финансирования институтов ФАНО в духе указа Президента РФ № 599. Полагаем, что добиться такого увеличения финансирования будет проще при наличии четкой, прозрачной и открытой дорожной карты реформ.