Проект методических рекомендаций 
по распределению субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным или автономным учреждениям, выполняющим работы в сфере образования и науки, 21-22.12.2015

| Скачать приказ (pdf) |

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

П Р И К А З

Об утверждении методических рекомендаций 
по распределению субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным или автономным учреждениям, выполняющим работы в сфере образования и науки

В соответствии с пунктом 42 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 37, ст. 4686; 2011, № 35, ст. 5087; 2012, № 45, ст. 6248; 2013, № 23, ст. 2924; 2014, № 10, ст. 1041), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по распределению субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным или автономным учреждениям, выполняющим работы в сфере образования и науки.
2. Использовать положения настоящих методических рекомендаций по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее – подведомственные учреждения), для распределения между подведомственными учреждениями субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ в сфере образования и науки в рамках государственного задания.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Министр                            Д.В. Ливанов

УТВЕРЖДЕНЫ                   
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации        
от « » ________ 2015 г. №___     




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ИЛИ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 42 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, и определяют правила распределения субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ в сфере образования и науки в рамках государственного задания между федеральными бюджетными или автономными учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти (далее соответственно – Положение о формировании государственного задания, методические рекомендации, государственное задание в сфере науки, учредитель, подведомственные учреждения (учреждения), работы в сфере науки).
2. Целью методических рекомендаций является обеспечение применения учредителями единого подхода при распределении субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ, включенных учредителем в ведомственный перечень государственных услуг (работ) из состава работ базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ) в сфере образования и науки, сформированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. №151 (далее - субсидия).
3. Распределение субсидии на выполнение работ в сфере науки осуществляется исходя из следующих положений:
- участие учреждений в решении значимых для развития государства задач, определенных государственными программами Российской Федерации;
- обеспечение устойчивого развития учреждений, повышение их конкурентоспособности;
- концентрация выделяемых бюджетных средств на результативной части научного потенциала учреждений;
- обеспечение устойчивого функционирования научной (научно-технической) инфраструктуры учреждений и ее эффективное использование.
4. Общий размер субсидии определяется исходя из предельных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных бюджетной росписью учредителя на указанные цели.
5. Распределение субсидии между подведомственными учреждениями осуществляется учредителем в рамках базового и конкурсного финансирования.
Соотношение размеров базового и конкурсного финансирования определяется учредителем.

II. Определение размеров базового и конкурсного финансирования

6. Размер базового финансирования учреждения включает:
- расходы на выполнение научных (научно-технических) проектов по тематикам, направленных на формирование научного задела по перспективным научным направлениям в рамках реализации программ развития учреждений, определяемых учеными (научно-техническими) советами учреждений, в пределах установленных учредителем лимитов средств (далее – проекты развития);
- расходы на выполнение научных (научно-технических) проектов по заданным учредителем тематикам (далее – директивные тематики);
- затраты на обеспечение функционирования научной инфраструктуры учреждения.
7. В целях определения для учреждения предельного лимита на финансовое обеспечение проектов развития учредителю рекомендуется утвердить методику по определению доли учреждения в объеме расходов на базовое финансирование подведомственных учреждений на основе оценке достигнутых учреждением значений показателей результативности научной деятельности из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. № 162, а также показателей выполнения учреждением государственного задания в сфере науки за предшествующие периоды и иных показателей, учитывающих особенности деятельности.
8. Для учреждений, отнесенных по итогам оценки результативности их деятельности к 3-й категории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312, а также учреждений (образовательных организаций высшего образования), признанных неэффективными по итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662, положения пункта 7 настоящих методических рекомендаций применяются по усмотрению учредителя.
9. При составлении финансово-экономического обоснования стоимости выполнения проектов развития рекомендуется учитывать размер оплаты труда исполнителей, являющихся научными работниками по основному месту работы, который необходим для достижения уровня средней заработной платы согласно «дорожной карте», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р.
10. Расходы на выполнение научных (научно-технических) проектов по директивным тематикам определяются учредителем исходя из необходимости получения результатов для решения социально-экономических задач в соответствии с решениями или поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных коллегиальных органов управления.
11. Затраты на обеспечение функционирования научной инфраструктуры учреждений определяются учредителем пропорционально загрузке научного оборудования, в отношении которого учреждениями формируется финансово-экономическое обоснование.
Учредитель вправе установить предельный возраст, функциональные группы и иные характеристики научного оборудования, входящего в научную инфраструктуру.
12. Размер конкурсного финансирования определяется учредителем по результатам конкурсного отбора и включает в себя:
- расходы на финансовое обеспечение научных (научно-технических) проектов, выполняемых научными коллективами, в том числе научными коллективами структурных подразделений (лабораторий) в целях получения значимых научных результатов по установленным учредителем направлениям, развития и воспроизводства кадрового потенциала (далее – проекты научных коллективов);
- затраты на обеспечение научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности научных работников, достигших высоких научных результатов в конкретной области наук (далее – ведущие исследователи).
Учредитель в установленном порядке принимает от учреждений заявки на конкурсный отбор проектов научных коллективов и заявки на конкурсный отбор ведущих исследователей. Примерные положения о конкурсном отборе проектов научных коллективов и конкурсном отборе ведущих исследователей приведены в приложениях № 1 и № 2.

III. Заключительные положения

13. При проведении конкурсных отборов ведущих исследователей и проектов научных коллективов необходимо учитывать сроки формирования для учреждений государственного задания.

Приложение № 1
к методическим рекомендациям

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсном отборе научных (научно-технических) проектов, выполняемых научными коллективами

1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя 
в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее – учредитель), и оказания им содействия 
в разработке и реализации мер по финансовой поддержке проведения научными коллективами, в том числе научными коллективами структурных подразделений, научных (научно-технических) проектов, направленных на получение значимых научных результатов по установленным учредителем направлениям, развития и воспроизводства кадрового потенциала, включая привлечение и закрепление в структурных подразделениях молодых научных кадров.
2. Положение устанавливает общий порядок проведения конкурсного отбора научных (научно-технических) проектов, выполняемых научными коллективами.
3. Конкурсный отбор научных (научно-технических) проектов, выполняемых научными коллективами, проводится между всеми учреждениями либо между учреждениями отдельных групп, сформированных учредителем.
4. В состав научного коллектива входят преимущественно лица, замещающие в учреждении должности научных (научно-педагогических), научно-технических работников, для которых данное место работы является основным.
5. В целях осуществления конкурсного отбора учредитель определяет направления научных исследований, размеры финансового обеспечения выполнения научных (научно-технических) проектов, устанавливает минимальные требования к научным коллективам, принимающим участие в конкурсе (количественный, квалификационный, возрастной состав членов коллектива, опыт коллектива по выполнению проектов за установленный период времени и др.), образует конкурсные комиссии, утверждает положения об их деятельности, организует сбор конкурсных заявок и привлекает к их оценке независимых экспертов.
6. Конкурсный отбор заявок производится на основе следующих основных критериев:
- научная и практическая значимость научного (научно-технического) проекта;
- потенциал научного коллектива и реальность выполнения им научного (научно-технического) проекта;
- соответствие научного (научно-технического) проекта направлениям научных исследований, определенным учредителем;
- качество и проработанность предложений о выполнении научного (научно-технического) проекта (в том числе, новизна, научная и (или) практическая значимость ожидаемых результатов; плановые значения индикаторов и показателей);
- обоснованность запрашиваемого объема финансирования научного (научно-технического) проекта.
7. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией учредителя на основании экспертных оценок заявок, проведенной с привлечением специалистов (экспертов), не являющихся участниками конкурсного отбора.
8. Порядок проведения экспертизы заявок определяется учредителем самостоятельно.

Приложение № 2
к методическим рекомендациям

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсном отборе ведущих исследователей

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя 
в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее – учредитель, учреждения), и оказания 
им содействия в разработке и реализации мер по финансовой поддержке ведущих исследователей в рамках реализации государственного задания в сфере образования и науки в текущем финансовом году.
1.2. Конкурсный отбор ведущих исследователей проводится в целях адресной поддержки научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов.
1.3. Конкурсный отбор ведущих исследователей осуществляет учредитель в соответствии 
с утвержденным им положением о конкурсном отборе.
1.4. Предметом конкурса является отбор ведущих исследователей для выполнения 
ими индивидуальных планов по развитию основных научных направлений в учреждениях.
1.5. Ведущий исследователь, отобранный по результатам конкурса, принимает на себя обязательства по реализации индивидуального плана и достижению его целевых показателей.
1.6. Конкурсный отбор ведущих исследователей является открытым. Учредитель обеспечивает размещение информации о проведении и результатах конкурсного отбора 
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2. Требования к реализации индивидуального плана
2.1. Реализация индивидуального плана предусматривает выполнение ведущим исследователем перечня работ, включающего:
- проведение научных исследований и разработок на мировом уровне, повышение публикационной активности учреждения;
- подготовку в учреждении кадров высшей квалификации;
- привлечение в учреждение средств на проведение научных исследований посредством организации (активизации) участия учреждения во внешних конкурсных системах (федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий, научных фондов, корпоративного сектора).
2.2. Индивидуальный план составляется сроком на 5 лет. В условия контракта с ведущим исследователем могут быть включены конкретные показатели результативности, выражаемые в объеме привлеченных средств, в том числе полученных на конкурсной основе и (или) от распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, количестве созданных рабочих мест и (или) привлечённых исследователей, количестве публикаций, индексированных в международных информационно-аналитических системах научного цитирования.
2.3. Внесение обоснованных изменений в индивидуальный план ведущего исследователя осуществляется по согласованию с учредителем.

3. Требования к участникам конкурсного отбора
3.1. В конкурсном отборе могут принимать участие исследователи независимо от текущего места их основной работы (далее – претенденты).
3.2. В целях проведения конкурсного отбора Учредитель устанавливает для претендентов минимальные квалификационные требования (наличие ученой степени доктора или кандидата наук, стаж работы на научных должностях и др.) и требования к уровню результативности научной деятельности (публикационная, изобретательская активность, подготовка кадров высшей квалификации и др.).
3.3. Для лиц, не являющихся на момент проведения конкурсного отбора научными работниками учреждения, или лиц, планирующих изменение основного места работы и переход из одного учреждения в другое, дополнительным требованием является предоставление подтверждения от учреждения принять его на основную работу в должности научного работника в случае признания победителем конкурсного отбора.

4. Содержание заявки на участие в конкурсном отборе
4.1. Заявка на участие в конкурсном отборе содержит следующие сведения о претенденте и документы:
- сведения о квалификации, опыте работы и научных достижениях претендента;
- индивидуальный план и целевые показатели его выполнения;
- письмо учреждения, предусмотренное пунктом 3.3 настоящих Рекомендаций.

5. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсном отборе
5.1. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок претендентов осуществляется конкурсной комиссией учредителя в установленные сроки.
5.2. Основными критериями оценки конкурсных заявок претендентов являются:
1) квалификация и опыт претендента, включая:
- соответствие научной специализации претендента перечню специальностей научных работников, являющихся для учреждения основными в подготовке кадров высшей квалификации (в том числе, в сопоставлении со специальностями функционирующих в учреждении советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук);
- наукометрические показатели, характеризующие публикационную активность и цитируемость претендента (на основе сведений из баз данных «Сеть науки» (WEB of Science), Scopus, MathSciNet, ERIH, РИНЦ и др.);
- количество и характеристики результатов интеллектуальной деятельности, автором которых является претендент;
- опыт претендента по организации и руководству научным коллективом, выполнением научно-исследовательских работ, подготовке кадров высшей квалификации;
- государственное и международное признание научных заслуг претендента (наличие международных, государственных, ведомственных наград, почетных званий, премий);
2) содержание индивидуального плана, включая:
- полноту отражения работ и реализуемость индивидуального плана;
- оценка влияния результатов реализации индивидуального плана на развитие научной деятельности в учреждении.
5.3. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией с учетом результатов экспертизы конкурсных заявок претендентов, проведенной с привлечением специалистов (экспертов).

6. Заключительные положения
6.1. Учредитель обеспечивает предоставление ежегодной субсидии учреждению, с которым у победителя конкурсного отбора установлены (планируется установить) трудовые отношения,
 в размере, достаточном для обеспечения заработной платы ведущего исследователя не ниже 4-х кратного размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в целом по экономике Российской Федерации.
6.2. Учреждение ежегодно контролирует выполнение ведущим исследователем индивидуального плана и в установленный срок представляет сведения учредителю.
6.3. При изменении в период выполнения индивидуального плана ведущим исследователем места основной работы посредством перехода в другое подведомственное учредителю учреждение учредитель принимает решение об изменении государственного задания в сфере науки для учреждения, прекратившего с ведущим исследователем трудовые отношения, и решение об изменении государственного задания в сфере науки для учреждения, вновь установившего с данным лицом трудовые отношения.