Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о присвоении учёных званий в РФ, 21-22.12.2015

| Скачать заявление (pdf) |

Совет по науке при Министерстве Образования и науки РФ (далее – Совет) с сожалением констатирует, что действующее в настоящее время «Положение о присвоении ученых званий» (далее Положение), введенное в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 г. "О порядке присвоения ученых званий", не только не способствует улучшению качества подготовки научных кадров высшей квалификации в нашей стране, но и неоправданно затрудняет получение учёных званий доцента и профессора ведущими российскими учёными, активно занимающимися подготовкой научных кадров, и одновременно облегчает получение этих званий лицами, не обладающими необходимой квалификацией.

Совет полагает целесообразным и своевременным объединение ранее действовавших учёных званий доцента и профессора по кафедре со званиями старшего научного сотрудника и профессора по специальности и введение единых учёных званий «доцента» и «профессора». Однако реализация этого подхода в действующем Положения была произведена механически, без учёта реалий современной российской и мировой науки. К кандидатам на звание доцента и профессора предъявляются завышенные требования в отношении количественных показателей их научной и педагогической деятельности и не предъявляется никаких объективно оцениваемых требований к качеству этой работы. В результате получение учёных званий становится невозможным для выдающихся учёных мирового уровня, имеющих многочисленных учеников, работающих в ведущих научных и образовательных учреждениях страны и мира, в то время как им без труда удовлетворят имитаторы и проходимцы, публикующие «научные труды» в изданиях, не имеющих никакой репутации, и выпускающие «учебные пособия», в лучшем случае представляющие собой компиляцию ранее опубликованных текстов, а в худшем содержащие явные ошибки.

В целях приведения политики присвоения учёных званий в соответствие с задачей повышения конкурентоспособности российской науки и высшей школы в деле подготовки научных кадров высшей квалификации Совет предлагает Минобрнауки безотлагательно создать рабочую группу для кардинальной переработки Положения. К этой работе необходимо привлечь активно работающих учёных, имеющих международную репутацию и опыт подготовки научных кадров высшей квалификации в России и за рубежом в различных областях науки.

Совет готов принять активное участие в такой работе.

Следует отметить, что использование учёных званий, присвоенных в соответствии с требованиями действующего Положения, в качестве критериев квалификации учёных и преподавателей негативно влияет на принятие решений. Одним из свежих примеров является проект Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования, другим – Административный регламент, введенный приказом Минобрнауки № 1620 от 25.12.2014, в котором на 68 страницах подробно излагается перечень и формат документов, на основании которых автор большого числа бессодержательных или неоригинальных текстов может стать доцентом или профессором. До принятия нового Положения о присуждении учёных званий Совет предлагает прекратить практику использования учёных званий в любых нормативных актах/


Перечень предлагаемых изменений Положения и их мотивировка

Пункт 8, а) изложить в следующей формулировке:
8 а): имеет опубликованные научные работы в рецензируемых научных изданиях и читает курс лекций на высоком профессиональном уровне.
Не надо требовать от доцента и профессора написания учебных изданий. Современная тенденция состоит в том, чтобы использовать для преподавания лучшие имеющиеся в мире учебники, а не плодить новые, зачастую сомнительного качества.

Пункт 8 в): добавить к перечню должностей, которые может занимать профессор, должности ведущего научного сотрудника и старшего научного сотрудника.
В ведущих научных учреждениях страны, например, в институтах Академии наук эту должность зачастую занимают учёные мирового уровня. Нелепо запрещать им получать звание профессора.

Пункт 8 г) исключить.
Это требование представляется излишним и, в частности, оно запрещает присуждать ученое звание профессора ведущим зарубежным учёным или учёным российского происхождения, вернувшимся в РФ из-за рубежа. Если Нобелевские лауреаты Андрей Гейм или Константин Новосёлов вернутся в Россию, им придётся засесть за написание учебных пособий и поработать несколько лет на 0,25 ставки в каком-нибудь ВУЗе, прежде чем они смогут попытаться стать доцентом, и лишь через 3 года после присвоения этого звания, они смогут задуматься о получении звания профессора.

Пункт 9 а) исключить, достаточно пункта 9 в).
См. мотивировку исключения пункта 8 г).

Пункт 9 б) исключить.
В нашей стране имеется немало учёных, занимающихся подготовкой кандидатов и докторов наук высочайшей квалификации, не получая денег за свою педагогическую деятельность. Нет никаких оснований отказывать им в получении звания профессора.

Пункт 9 в) изложить в следующей формулировке:
9 в) наличие стажа научной и педагогической деятельности не менее 10 лет;
Нет необходимости требовать от профессора 5 летнего стажа педагогической работы. Готовить кадры высшей квалификации можно, занимая научную должность.

Пункт 9 д) изложить в следующей формулировке:
9 д) наличие у кандидатов не менее M научных статей, опубликованных в научных изданиях, включенные в международные базы данных Web of Science, Scopus, Astrophysics Data System, PubMed, MathSciNet, zbMATH, Chemical Abstracts, Springer, Argis, GeoRef или ERIH plus или монографий, изданных под грифом академических институтов, МГУ, СПбГУ и федеральных российских университетов или по грантам российских и зарубежных государственных научных фондов. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя, должно быть опубликовано не менее N таких статей или монографий.
Установить следующие значения показателей M и N для претендентов на звание профессора по научным специальностям в различных отраслях знаний.
Естественные науки, кроме зоологии, ботаники и экологии: M = 40 и N = 5, соответственно.
Математика, зоология, ботаника, экология, технические, медицинские и сельскохозяйственные науки: M = 20 и N = 3, соответственно.
Общественные и гуманитарные науки: M = 10, N = 3, соответственно.

Чтобы учёный мог готовить конкурентоспособные научные кадры высшей квалификации он сам должен иметь опыт научной работы на современном мировом уровне и публиковать свои научные работы в изданиях, признанных международным научным сообществом.

Пункт 9 е) исключить.
Наличие учебников или учебных пособий без предъявления объективных требований к их качеству и статусу не имеет никакого отношения к способности учёного готовить научные кадры современного мирового уровня.

Изменения, аналогичные перечисленным выше, должны быть внесены и в пункты 10 и 11 Положения, касающиеся требований и критериев присвоения учёного звание доцента.
Значения показателей M и N для различных отраслей знаний для претендентов на звание доцента.
Естественные науки, кроме зоологии, ботаники и экологии: M = 10 и N = 3, соответственно.
Математика, зоология, ботаника, экология, технические, медицинские и сельскохозяйственные науки: M = 5 и N = 3, соответственно.
Общественные и гуманитарные науки: M = 4 и N = 2, соответственно.

Пункт 31 а) дополнить следующим текстом:
а также лишение ученой степени по причине фальсификаций или научной недобросовестности граждан, которые защитили диссертацию на соискание учёной степени под научным руководством лица, которому присвоено ученое звание;



Совет рекомендует возвратить решение вопросов о присуждении учёных званий в ведение ВАК, поскольку в других структурах Минобрнауки нет коллегиальных экспертных органов, способных объективно оценить научный уровень кандидатов в различных областях знаний.