Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ об инструментах, направленных на развитие кадрового потенциала российской науки, 21-22.12.2015

| Скачать заявление (pdf) |

Обеспечение воспроизводства и роста научных кадров остается одной из основных организационных задач российской науки. За последние годы многое было сделано для обеспечения нормальной и ритмичной работы сложившихся ведущих научных коллективов (лабораторий, кафедр и т.д.), были предложены новые инструменты поддержки научной работы, развития международного сотрудничества и инновационной деятельности. Следует, однако, отметить, что без постоянного притока новых кадров эти мероприятия будут иметь ограниченный и недолговременный эффект.

Кроме того, сложившаяся кадровая структура российской науки далека от оптимальной. Практически законсервированы те балансы распределения кадров между различными научными областями, которые сложились еще в советскую эпоху, то есть несколько десятилетий назад. С тех пор мировая наука продолжает бурно развиваться, возникают новые актуальные направления, но это практически не отражается на структуре российских научных кадров. В последнее время руководство РФ все настойчивее ставит вопрос о концентрации усилий на приоритетных научных тематиках, но развитие этих тематик невозможно без притока в них новых высококвалифицированных кадров.

Еще одним индикатором кадрового кризиса в российской науке является возрастная структура – преобладание молодых и пожилых исследователей; провал в области среднего, т.е. наиболее продуктивного возраста. Опыт ведущих научных стран показывает, что оптимальной является структура в виде пирамиды, когда переход на каждый этап доступен только для наиболее сильных исследователей (т.е. происходит по конкурсу). В России же переход на каждую следующую ступень карьеры часто зависит не от научных достижений самого исследователя, а от административного веса и личных предпочтений вышестоящего руководителя структурного подразделения.

Ключевым моментом в развитии карьеры молодого ученого является создание им самостоятельной лаборатории или научной группы. В России в настоящее время практически отсутствуют инструменты поддержки создания таких старт-ап структур.

Другой особенностью кадровой ситуации в российской науке является низкая мобильность, приводящая к тому, что большая часть карьеры выстраивается в одном месте – ситуация редкая, а иногда и прямо запрещенная в большинстве ведущих научных стран. Это же является препятствием для развития науки в регионах. Одним из инструментов поддержки могла бы стать программа по созданию новых лабораторий, условия которой позволяли бы привлекать в регионы талантливых молодых исследователей из российских и зарубежных научных столиц. В настоящее время такие возможности практически отсутствуют, а ситуация в региональных институтах и вузах не всегда позволяет развивать науку с опорой только на собственные кадры.

Для решения указанных выше проблем предложен целый ряд инструментов (стипендии и гранты Президента РФ, специализированные гранты РФФИ, региональные конкурсы РНФ и РФФИ, программы вузов и т.п.). Однако все эти мероприятия не привели к серьезному оздоровлению ситуации: не увеличивается прослойка ведущих ученых среднего возраста, не создаются точки роста в регионах. Фактически, проводится поддержка молодых исследователей, которые потом не имеют возможности продолжать свою карьеру в России, поддержка же науки в российских регионах носит эпизодический характер. Реализация ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», которая в большой степени была нацелена на решение кадровых проблем, была прекращена. Все это говорит о недостаточности проводимых мероприятий по поддержке серьезных изменений в кадровой структуре российской науки.

Решение этих проблем возможно только при проведении системной работы по следующим направлениям:

  1. Создание кадрового потенциала для работы на мировом уровне по приоритетным для РФ научным направлениям.
  2. Поддержка инициативы наиболее перспективных молодых исследователей и ученых среднего возраста по созданию самостоятельных лабораторий и научных групп.
  3. Создание новых «точек роста» и ведущих научных центров в российских регионах.

Выстраивание согласованной кадровой политики по этим трем направлениям возможно только в рамках отдельной, долговременно действующей программы. Такая программа не может быть функционалом существующих научных фондов (РНФ, РФФИ, РГНФ), поскольку она должна затрагивать не столько дополнительное грантовое финансирование к базовой заработной плате по госзаданию, сколько создание новых полноценных высокооплачиваемых рабочих мест по госзаданию. Поэтому представляется целесообразным:

  1. Предусмотреть отдельный раздел по развитию кадрового потенциала российской науки в разрабатываемом сейчас документе по Стратегии научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочный период.
  2. Предложить в этом разделе создание отдельной структуры – экспертного комитета (совета) развития кадрового потенциала российской науки, который будет нацелен не на решение текущих задач, стоящих перед российской наукой (повышение публикационной активности, активизация инновационной деятельности и т.п.), а на преодоление указанных выше кадровых проблем.

Организационная форма, в рамках которой могла бы функционировать такая структура, требует детального обсуждения. Ясно только, что это должна быть межведомственная (правительственная) структура, которая имела бы возможность рекомендовать использовать часть госзадания по науке для развития ее кадрового потенциала с передачей соответствующего финансирования тем учредителям, которые предоставляют возможности для конкурсного создания новых лабораторий по приоритетным направлениям, старт-ап лабораторий молодым ученым, а также лабораторий в регионах. Наиболее близкий зарубежный аналог такой структуры – французский CNRS, который организует научные лаборатории, ассоциированные с университетами, и финансируемые CNRS совместно с этими университетами.