Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о проекте Федерального закона «О науке, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», 17.05.2017

| Скачать заявление (pdf) |

Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ (далее – Совет) рассмотрел проект Федерального закона «О науке, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Совет отмечает, что этот закон должен прийти на смену Федеральному закону №127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». В проекте закона с позиций сегодняшнего дня сформулированы основные принципы и механизмы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность в РФ.

В целом положительно оценивая данный проект, Совет вместе с тем считает, что при его последующей доработке надо обратить внимание на следующие принципиальные положения:

  1. Необходимо четко прописать в законе, что значительная часть научной, научно-технической и инновационной деятельности является творческой. Соответственно, оцениваться она должна по результатам работы, а не по количеству затрачиваемого на эту работу времени.
  2. В законе вводится понятие общественного заказа на исследования как совокупность научно-технических проектов, отвечающих за «большие вызовы», стоящие перед РФ. Совет считает, что наряду с этим в обществе сохраняется заказ на генерацию знаний об окружающем нас мире. Эти знания при определенных условиях могут стать определяющими в научно-техническом развитии страны. Поэтому наряду с финансированием общественного заказа необходимо более подробно прописать механизмы финансирования инициативных проектов, генерируемых самим научным сообществом (при экспертном контроле актуальности и научного уровня этих проектов).
  3. Совет считает, что раздел, связанный с системой научной квалификации в РФ, прописан излишне подробно. Система присвоения ученых степеней кандидата и доктора наук в настоящее время находится в стадии трансформации, не все нововведения прошли необходимую апробацию. Совет призывает к крайней осторожности в закреплении в данном федеральном законе всех нововведений последнего времени и полагает, что делегирование научным и образовательным учреждениям права присуждения ученых степеней от имени РФ должно сопровождаться контролем со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Такой контроль должен обеспечить унификацию требований к соискателям ученой степени, диссертационным советам и организациям, при которых они создаются, и неотвратимость ответственности за нарушения этих требований. Совет полагает, что при рассмотрении вопросов о лишении ученой степени по причинам нарушений научной этики не может применяться срок давности.
  4. Совет положительно оценивает содержащиеся в проекте закона новые положения об обеспечении интеграции научных и образовательных учреждений, снимающие имеющиеся в настоящее время межведомственные барьеры.
  5. Совет отмечает, что в законе следует предусмотреть возможность софинансирования научных исследований из разных источников для повышения их эффективности.
  6. Совет также считает важным, что в проекте закона отрегулирована процедура выполнения грантов коллективами ученых, которые заключают с научными организациями договора посредничества.
  7. Признавая важность создания новых государственных информационных систем, связанных с научной деятельностью в РФ, Совет вместе с тем считает, что не следует закреплять в законе перечень этих систем.
  8. В законе подробно прописана роль РАН, которая довольно сильно расширяется при планировании фундаментальных и поисковых исследований, а также при оценке результативности деятельности научных организаций. С другой стороны, прописанная в законе процедура присвоения научной организации академического статуса по мнению Совета явно нуждается в доработке.