Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ об использовании потенциала научной диаспоры в развитии приоритетных направлений российской науки, 17.05.2017

| Скачать заявление (pdf) |

Совет по науке при министерстве образования и науки РФ (далее – Совет) отмечает, что за последнюю четверть века за рубежом сформировалась выдающаяся по численности, качеству и разнообразию русскоговорящая научная диаспора, состоящая из ученых-соотечественников, работающих за границей. Многие представители этой диаспоры, воспитанники и наследники еще советской научной традиции, сегодня занимают ведущие позиции в мировой науке, обладают современным научным и технологическим опытом, закалены в конкурентной борьбе в мировой науке и к тому же сохранили не только язык, но и непосредственную связь с Россией в сфере науки и образования, участвуют в чтении курсов лекций в российских университетах, проведении совместных исследований и в целом обладают большими возможностями для привлечения талантливой молодежи и фокусирования усилий на самых современных и актуальных научных задачах. Немало учёных после работы за рубежом вернулось в Россию на постоянной основе, принеся сюда свой опыт и связи с мировым научным сообществом.

Значительную роль в привлечении зарубежных ученых и ученых-соотечественников к работе в российской науке сыграла программа «мегагрантов» (Постановление Правительства Российской Федерации № 220 от 9 апреля 2010 года), осуществляемая с 2010 г. Программа изменила восприятие российской науки международным научным сообществом и, прежде всего, представителями научной диаспоры, среди которой появилось и распространилось мнение, что в российском научном процессе можно и нужно непосредственно участвовать. В последние годы научные организации диаспоры за рубежом стали все более активно работать с российскими университетами, появились междисциплинарные научные центры, созданные при участии Русскоговорящей академической научной ассоциации RASA, создана программа стажировок ICAS (International Centers for Advanced Studies) для целевой подготовки молодых ученых в зарубежных лабораториях. Ряд мегагрантников в сентябре 2016 г. приняли участие во встрече с Президентом России, после которой была инициирована и принята Президентская программа исследовательских проектов, реализуемых ведущими, в том числе молодыми учеными. В целом эти примеры показывают, что взаимодействие с учеными-соотечественниками, работающими за границей, способствуют модернизации российской науки и реализации задач, заложенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, Совет отмечает, что потенциал научной диаспоры используется далеко не в полной мере. Отсутствует единая программа взаимодействия с учеными-соотечественниками, работающими за рубежом (и зарубежными учеными в целом), отсутствует четко выраженная позиция Российской академии наук (РАН) по работе с диаспорой, далеко не все российские университеты и организации понимают важность и пользуются возможностями по привлечению ученых-соотечественников к своей работе. Зарубежные исследователи привлекаются в Россию в основном в рамках грантовых программ, которые в силу сфокусированности на конкретной тематике, ограничений на иные виды активности и малого срока финансирования не позволяют реализовать все научные и педагогические замыслы, сформировать научную школу, качественно выполнять функции наставника для талантливой молодежи, делиться опытом в развитии инноваций и современных методов передачи технологий от академической науки в промышленность.

Совет считает, что необходимо развитие дополнительных форм и механизмов взаимодействия с учеными диаспоры, которые могли бы обеспечить более активное привлечение этих ученых для содействия инновациям, реформам и проектам развития образования, науки и технологий, в том числе для проведения независимой экспертизы, участия в наблюдательных и консультационных научных советах на всех уровнях (от лаборатории до крупного научного центра), формирования устойчивых международных связей, поиска научных партнеров для совместных исследований, подготовки аспирантов и постдоков, чтения курсов и циклов лекций (причем не только в столичных, но и, особенно, региональных университетах), участия в других образовательных мероприятиях (научных школах, круглых столах, конференциях), предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. Совет считает полезным развить опыт создания междисциплинарных научно-образовательных центров с участием ученых-соотечественников в университетах России и учреждениях РАН, развить программу кратковременной (до 6 месяцев) целевой стажировки аспирантов и постдоков в лабораториях ученых-соотечественников, участвующих в работе российских научных учреждений, расширить практику привлечения ученых-соотечественников к экспертизе заявок на гранты. Совет обращается к научным фондам, организациям и ведомствам Российской Федерации, в том числе Министерству образования и науки Российской Федерации, РАН, Российскому научному фонду и Российскому фонду фундаментальных исследований с просьбой предусмотреть необходимые меры для реализации этих инициатив.

Совет считает, что наряду с этими мерами необходимо формировать восприятие ученых-соотечественников, работающих за границей, российским научным сообществом и обществом в целом как части единого русскоговорящего научно-культурного пространства, вне зависимости от места проживания, гражданства и политических взглядов этих ученых. Именно такой подход на протяжении десятилетий оказался успешным для привлечения национальной диаспоры к делу модернизации науки и технологий в Китае и ряде других стран. Ученые-соотечественники, работающие за границей, могут оказать значительную помощь во взаимодействии российских ученых с мировым научным сообществом. Долговременный и интегрированный опыт жизни и работы ученых-соотечественников в других странах может принести колоссальную пользу в деле модернизации российской науки и повышения темпов развития страны.