08.07.2013: О Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для бюджетных учреждений

| 08.07.2013 | Скачать текст обращения (pdf) | Пояснительная записка |

Совет по науке при Минобрнауки России (далее — Совет) отмечает, что одним из основных условий успешной научно-исследовательской и инновационной деятельности является возможность проведения своевременных, оперативных и максимально дебюрократизированных закупок товаров, работ и услуг, необходимых для разработки высококачественной научной и научно-инновационной продукции. Создание современной высокоэффективной системы закупок в научной сфере критически необходимо для обеспечения конкурентоспособности российской науки на мировом уровне. Вступающий в действие с 1 января 2014 года Закон о контрактной системе призван повысить эффективность закупок, в том числе для научно-исследовательских нужд. Однако на сегодняшний день существует целый ряд положений закона, которые нивелируют все положительные аспекты новой системы и будут в значительной мере препятствовать получению ожидаемого положительного эффекта. До настоящего времени у потенциальных заказчиков нет полного представления об инфраструктуре для проведения закупок, основных процедурах и регламенте их проведения, не принято большинство из многочисленных подзаконных актов, регулирующих основные положения закона.

Совет выражает свою глубокую обеспокоенность тем, что с вступлением в действие вышеупомянутого закона большинство научных бюджетных учреждений испытают значительные трудности при осуществлении закупок, необходимых для проведения научных исследований и организации своей деятельности. Это будет тормозить развитие в России научных исследований, связанных с использованием научного оборудования и материалов, и может стать одним из факторов, ответственных за отставание российской науки по сравнению с общемировым развитием.

Совет считает, что Минобрнауки РФ необходимо максимально упростить процедуру проведения закупок бюджетными научными и научно-образовательными учреждениями. В частности, рекомендуется срочно инициировать решение следующих наиболее остро стоящих на сегодняшний день вопросов:

  1. Обеспечение оперативности закупок на научно-исследовательские нужды за счет создания полноценных условий закупок из средств грантов и госконтрактов на выполнение НИР, ОКР и ТР у единственного источника (так называемые «закупки напрямую»).
  2. Отмена долгосрочного планирования закупок товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения госконтрактов, грантов, а также НИР, ОКР и ТР в рамках выполнения государственного задания и договоров со сторонними организациями.
  3. Отмена процедуры запроса предложений при привлечении физического лица к оказанию преподавательских услуг с целью обеспечения беспрепятственного обмена научно-технической информацией между учеными, в том числе в рамках приглашения ведущих мировых ученых в научные и научно-образовательные учреждения Российской Федерации.
  4. Обеспечение своевременного проведения закупок расходных материалов, малых частей оборудования, деталей и т.п. («малые закупки»).
  5. Создание полноценных условий для привлечения к исполнению договоров субъектов малого предпринимательства.
  6. Отмена принципа «одна организация — одна заявка» с целью обеспечения поддержки максимального числа успешных и работающих на мировом уровне научных школ и лабораторий.
  7. Отмена обеспечения контракта для бюджетных научных и научно-образовательных учреждений.

Более подробный анализ приведенных выше пунктов с конкретными рекомендациями содержится в пояснительной записке, прилагаемой к данному обращению.

Совет рассматривает создание высокоэффективной системы закупок в научно-исследовательской сфере одной из первоочередных задач для развития науки в России и призывает Министерство образования и науки Российской Федерации отнестись к высказанным выше соображениям и рекомендациям с максимально возможным вниманием и ответственностью.